Урок 2. Становление команды
Зоя серьезно подошла к задаче формирования команды и решила сначала разобраться во всех нюансах. А где лучше всего искать экспертную информацию? Правильно! Надо обратиться за советом к опытным руководителям.
Переписка в чате директоров:
Зоя (директор ресторана)
Коллеги! SOS! Я набираю новую команду и очень хочу в этот раз сделать все правильно: чтобы люди были сплоченные, чтобы поддерживали друг друга, чтобы были полны энтузиазма и с удовольствием приходили на работу! Это, вообще, реально? Поделитесь своим опытом!
Женя (директор ресторана)
Да, кстати! Мне тоже интересно, можно ли что-то сделать, чтобы люди быстрее вливались в работу. Мне кажется, что те, кто приходит к нам работать, не сразу понимают куда и зачем они пришли.
Лена (операционный директор)
Всем привет! @Зоя, @Женя, согласна с вами – это очень актуальная тема. Если не помогать новичкам адаптироваться с самых первых дней, то они медленно вливаются в коллектив и в работу, а многие из них, вообще, быстро уходят из компании. Важно, чтобы руководитель познакомил сотрудника с коллективом в первый же день, рассказал ему о том, что предстоит делать, как будет оценивать результаты его работы.
Семен (директор ресторана)
Да! А еще помогает адаптироваться в коллективе, когда тебя принимают не только как коллегу, но и как человека. Ну… Рассказывают, как принято проводить досуг, как к кому обращаться – на Ты или на Вы, например. Как принято обедать – всем вместе или по графику, кому звонить, если что-то случилось. Ну и т.д.
Зоя
Ой, а, наверное, еще можно сходить всем вместе в кафе или поиграть во что-то после работы, чтобы узнать друг друга получше. Да?
Лена
Это, действительно, лучшее время для разных командообразующих мероприятий. Люди, узнав друг друга в неформальной среде будут знать, чего ожидать дуг от друга и будут чувствовать себя увереннее.
Женя
Ну не знаю… Мне кажется, это не работает… Я как только почувствую напряжение в коллективе, стараюсь сразу же всех собрать и сходить куда-нибудь вместе. Но если люди не довольны друг другом, то они не хотят собираться где-то после работы и, тем более, играть вместе во что-то.
Лена
После того, как люди немного освоятся в коллективе, присмотрятся друг к другу, они начинают расширять свою территорию. Им важно занять определенное место в команде, важно, чтобы к ним прислушивались, поэтому они начинают отстаивать свою точку зрения. Присмотревшись к правилам, они могут начать демонстрировать свое несогласие с ними. Это опасный период и руководитель здесь должен быть особенно внимателен, так как именно сейчас могут возникать различные конфликты.
Зоя
Что значит конфликты? Пресечь их на корню и забыть!
Лена
Не все так просто) Если вы будете пресекать конфликты, то они перестанут быть открытыми, но неудовлетворенность ситуацией, коллегами и вами останется внутри у каждого из участников. Это точно не будет способствовать атмосфере доверия и сотрудничества. Ну и к тому же, ваши сотрудники просто прекратят конфликтовать открыто, но у вас за спиной они продолжат выяснять отношения. Вам это надо?
Женя
Ну, конечно же, нет! Лучше сразу собрать всех вместе и подробно все прояснить: кого и что именно беспокоит, чего все стороны ожидают друг от друга. Выслушать всех и договориться о том, как будем действовать все вместе.
Семен
Ок, если есть открытый конфликт и недовольство, то понятно, что делать. А если все спокойно, никто не ругается, все всем довольны, а потом – бац! и заявление на увольнение!
Лена
Ребят, ну на ровном месте никто не увольняется. Проводите больше времени со своими сотрудниками: выходите на производство, работайте на кассе, общайтесь с курьерами и менеджерами, вместе обедайте. Если вы редкий гость на их рабочем месте, то при вас они закрываются и делают вид, что все хорошо. Когда вы много времени проводите с ними, то, во-первых, они не напрягаются при виде вас и ведут себя естественно, а, во-вторых, говорят с вами более открыто и рассказывают о том, что их беспокоит.
Зоя
А может и здесь корпоративчик организовать?
Лена
Нет, вот здесь не надо. Сначала выясните все вопросы, урегулируйте все конфликты, а потом можно и развлекаться, когда будете уверены, что конфликт не вспыхнет с новой силой.
Зоя
То есть самое важное пережить этот период, а потом можно наслаждаться слаженной работой?
Лена
)))После этого начинается самое интересное))) Наконец-то команда начинает действительно принимать друг друга, корректировать правила поведения и взаимодействия, договариваться друг с другом. Руководителю важно не жалеть времени на вовлечение каждого члена команды в принятие этих новых правил, на принятие общей цели и на то, чтобы совместно находить лучшие решения. Но здесь также есть опасность… После разрешения конфликтов у руководителя может появиться желание немного отдохнуть и пойти навстречу команде: снизить планку цели, значительно упростить критерии оценки эффективности сотрудников, правила поведения и т.д. Поэтому будьте внимательны и справедливы, подробно объясняйте все решения.
Зоя
Ну уж после этого то все будут слаженно работать!
Лена
Да, это факт. Но и здесь руководитель не может расслабиться. Командное взаимодействие налажено, все доверяют друг другу, работа спорится. На этом этапе самое благоприятное время для личностного и профессионального развития сотрудников. Чаще давайте сотрудникам конструктивную обратную связь, говорите об их успехах и о том, чего еще ждете от них, как этого достичь. Если чувствуете, что народ заскучал, придумайте новый вызов. Например, первое место в рейтинге по индексу счастья или самое быстрое время доставки. Ориентируйтесь на то, что для вас актуально.
Женя
А зачем нам развивать сотрудников, если команда укомплектована и все работают как часики?
Лена
Когда то давно у нас были менеджеры доставки, они вручную на бумажке писали курьерам маршрут, а потом постоянно звонили им, чтобы узнать где они сейчас, все ли в порядке и когда они приедут за следующим заказом. Сейчас у нас есть умная система маршрутизации, которая распределяет заказы между курьерами максимально удобно, у нас есть приложение для курьеров, которое сильно облегчает их работу и взаимодействие их и с менеджером, и с Гостем. Так вот, это все благодаря развитию. Если бы наши сотрудники не развивались и не искали наиболее привлекательные пути решения сложных вопросов, мы бы с вами в мире скоростей и сервиса просто не были бы конкурентоспособными.
Семен
Или, например, тебе повышение предложат, а вместо тебя назначить некого. А на другом подразделении у твоего конкурента есть замена. Как думаешь, кого тогда назначат? Или вдруг у тебя кто-то из менеджеров в отпуск по уходу за ребенком уйдет или в другой город переедет? А у тебя замена есть, команда не пострадает.
Женя
Ладно, с этим все понятно. А что делать, если у тебя нет внутренней замены, а человек уходит из команды?
Лена
Не паниковать, а объяснить всей команде, что происходит сейчас и что будет дальше. Люди испытывают грусть от расставания друг с другом, неуверенность от того, что придет новый член команды. Каким он будет, что принесет с собой. Основная задача руководителя на этом этапе – снять стресс с команды и максимально плавно войти в самый первый этап жизни команды. Все повторяется сначала, но сейчас вам значительно легче, ведь у вас уже есть надежный костяк, на который вы можете положиться.
Зоя
Спасибо! Сейчас я чувствую себя готовой к тому, чтобы построить слаженную и эффективную команду. У меня как раз завтра несколько собеседований.
Лена
Успехов тебе @Зоя! Не забудь подготовиться к собеседованию, чтобы быть уверенной в том, принимаешь в команду того, кого нужно)